Отношения Китая с Россией в новую эпоху

Он попал в поле зрения, но торговля и инвестиции Китая на российский Дальний Восток значительны и быстро растут.

На Восточном экономическом форуме состоялось несколько обсуждений между китайскими и российскими должностными лицами на высоком уровне, в том числе с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу, президентом России Владимиром Путиным и другими.

Они наметили будущее направление китайско-российских отношений, новых инвестиций и сотрудничества и служат преамбулой к встрече президентов Путина и Си, которая, как ожидается, состоится в Самарканде, столице Узбекистана, на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 15-16 сентября. Это будет первая встреча между ними после зимних Олимпийских игр в Пекине, хотя известно, что они регулярно ведут частые, подробные беседы.

Этот отчет знакомит читателей с торговлей, инвестициями, вызовами и событиями между Китаем и Россией в 2022 году и далее с акцентом на Северный Китай и Дальний Восток России.

Дальний Восток России

Восточный экономический форум — это, прежде всего, деловое и торговое мероприятие, предназначенное для развития знаний об инвестициях и экономическом развитии Дальнего Востока России, огромной территории Азии, которая включает в себя Северный Ледовитый и Тихий океаны. Эта область разделена на несколько регионов в провинциальном стиле, простирается дальше на восток, чем Китай, и имеет 4195 км границы с провинциями Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия Китая. Он граничит с российским регионом Сибири на западе и США на востоке через Берингов пролив. На юге находятся Китай и Монголия.

Дальний Восток России занимает территорию около 6,2 миллиона квадратных километров, что составляет около 1/3 от общей площади суши России, и имеет население около 12 миллионов человек, что эквивалентно Москве. Регион, хотя и малонаселен, имеет многочисленные преимущества, огромный сельскохозяйственный потенциал, значительные запасы огромного разнообразия материалов от нефти и газа и полезных ископаемых до древесины и пресной воды и выступает в качестве двух все более стратегических точек доступа в Россию и при нормальных условиях в Европу.

Владивостокский порт — Транссибирская железная дорога

Сюда входит Владивостокский морской порт, круглогодичный глубоководный порт, который также является восточной узой станции Транссибирской железной дороги. Владивосток становится актуальным как для китайских, так и для экспортеров из Юго-Восточной Азии, поскольку железная дорога обеспечивает доступ ко всем регионам России, имеет маршруты, простирающиеся в Центральную Азию — и продолжается на запад до европейской стороны России до Москвы, Санкт-Петербурга. Петербург, и в обычное время, в сторону Европы.

Это вызвало все больший интерес у китайских экспортеров, поскольку они стремятся обеспечить потребительский разрыв, оставшийся в России, выйдя из западных поставщиков, а также в страны Южной и Юго-Восточной Азии, такие как Индия и Вьетнам, которые уже установили прямые маршруты судоходства во Владивосток из Ченнаи и Хошимина (HCMC), соответственно.

Северный морской путь

Также приобретает все большее значение Северный морской путь (NSR), на который Владивосток сейчас служит воротами. СМП простирается на север от Владивостока, а затем направляется на запад через Северный Ледовитый океан, минуя северные береговые линии Дальнего Востока России, Сибири (где расположены огромные запасы СПГ), а затем простирается до Западной России и Мурманска, недалеко от границы с Норвегией. Мурманск хорошо связан железной дорогой как с Москвой, так и со Санкт-Петербургом. Санкт-Петербург, в то время как многочисленные другие маршруты через норвежское побережье ведут на рынки Западной Европы. Этот маршрут, и особенно в настоящее время, на газовые месторождения в Сибири, уже используется Китаем и Индией для доставки СПГ на свои внутренние рынки. В этой статье я дополнительно обсуждаю участие Китая в СМП.

Китайско-российская торговля 2022 года

Посол Китая в России Чжан Ханьхуэй принял участие в заседании по китайско-российской торговле, в котором также приняли участие несколько китайских и российских чиновников из различных министерств и китайско-российских торговых организаций. В ходе этой встречи (и несколько раз во время Восточного экономического форума) было отмечено, что и Китай, и Россия «самодостаточны» и что экономические и политические связи между ними были одинаковыми. Дискуссии были прагматичными, открытыми для различных проблемных областей санкций и разъединения SWIFT России, а также рассматривали обетраженные области и области, которые можно было бы улучшить. Говорят, что товарооборот в 2022 году (январь-август) вырос на 4,9 процента, несмотря на проблемы с текущими проблемами Covid в Китае, перебои в цепочках поставок, инфляцию и санкции; однако обе стороны подчеркнули, что «торговые отношения стабильны на фундаментальном уровне». Объемы торговли в 2021 году увеличились на 30 процентов и достигли отметки в 145 миллиардов долларов США. За период с января по июль этого года оборот достиг 97 миллиардов долларов США. Обе страны хотят достичь целевого показателя в 200 миллиардов долларов США к 2024 году.

Китайско-российские инвестиции и инфраструктура

Несмотря на сообщения об обратном в других местах, инвестиции китайской инициативы «Один пояс и один путь» в Россию не иссякли, просто они попали под радаром или не были официально уведомлены. Фактически, множество новых инвестиций в инфраструктуру достигли или вот-вот достигнут зрелости, в том числе в атомную энергетику, а также в другие энергетические проекты (согласовывается ценообразование на газ запланированного трубопровода «Энергия Сибири 2» через Монголию) в настоящее время в настоящее время находится в разработке или в режиме онлайн.

Другое важное намерение, связанное с «самобеспеченностью», заключается в том, что Китай согласился с Газпромом, основным поставщиком газа России, оплатить российский газ в рублях и китайских юанях, закрыв доллар США от одной из крупнейших текущих энергетических операций в мире.

Инвестиции также осуществляются в российский нефтехимический бизнес Сибур, а в настоящее время ведутся китайские инвестиции в заводы в Бурятии (Восточная Сибирь, север Монголии). Сибур является одним из самых быстрорастущих нефтехимических предприятий в мире.

Новые мосты, дороги и железные дороги финансируются совместно, некоторые из них в настоящее время функционируют, такие как мост через реку Амур между Хейхе и Благовещенском. Это соединяет огромные объемы торговли, проходящей через провинцию Хэйлунцзян, с Транссибирской железной дорогой — и наоборот. Амур известен как Хэйлун Цзян 黑龙江 в Китае и река Черный Дракон на английском языке.

Обе стороны также упомянули, что несколько других мостов через реку Амур будут совместно построены, создав дополнительные трансграничные торговые пути, поскольку граница между двумя странами простирается вниз по центральной линии Амура. Особо упоминается трансграничный мост в Республике Саха (Якутия). Амур питает реку Лена, которая судоходна и достигает Северного Ледовитого океана.

Российские железные дороги сообщили о шестипроцентном увеличении трансграничных объемов между Китаем и Россией в 2022 году с начала года, и было отмечено, что в совокупности они владеют около 50 процентами от общего объема мирового железнодорожного пути. Расширение связи улучшит эти двусторонние маршруты. Объемы железных дорог увеличились на 40 процентов в 2021 году, при этом различные вопросы повлияли на рост в этом году (которые я расскажу позже в этой статье).

Синьцзян-Алтай

Существует короткая западная китайско-российская граница между провинцией Синьцзян на западе Китая и российской провинцией Алтай, недалеко от соответствующих границ с Казахстаном. Эта граница является высокогорной и простирается примерно на 100 км, без контрольно-пропускных пунктов или доступных переходов в настоящее время. Ближайшими городами являются Бийск в России, промышленный центр, связанный с российской национальной железнодорожной сетью, и Бейтун, связанный с национальной железной дорогой Китая. Оба также подключены к соответствующим сетям автомагистралей и имеют местные аэропорты. Обсуждался вопрос о развитии пограничного перехода и железной дороги между ними и создании западного китайско-российского коридора, хотя, похоже, планы на данном этапе находятся на ранней стадии.

Северный морской путь (NSR) и развитие Северо-Восточной Азии

Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китая Ли Чжаньшу заявил на пленарном заседании Восточного экономического форума, что Китай хочет быть крупнейшим инвестором в Северный морской путь и что вместе с Россией будет развивать 13 портов вдоль этого, выделяя расходы в размере 1,8 триллиона рублей, или около 28 миллиардов долларов США. Это, по его словам, будет стимулировать и привлекать больше китайских инвестиций для инвестирования в отрасли. Он отметил, что Китай уже потратил, по оценкам, 14,7 миллиарда долларов США на российские дальневосточные сельскохозяйственные проекты (некоторые из них могут быть в долгосрочной аренде земли китайскими компаниями, что является деликатным вопросом в России).

Однако он подчеркнул, что Китай рассматривает открытие Северо-Восточной Азии (включая Дальний Восток России) как значительный шаг — и что Китай считает, что он становится глобально значимым регионом. Это частично комментарий, направленный на недавнее соглашение о свободной торговле RCEP, которое включает Китай, а также Японию и Южную Корею. Это имеет смысл, поскольку северо-восточные провинции Китая имеют прямой доступ к Японии и Южной Корее, и наоборот, уже происходит значительное влияние на торговлю. Это также проявляется с Россией, которая, хотя и не является частью сделки RCEP, ведет переговоры через Евразийский экономический союз о Соглашении о свободной торговле с Южной Кореей — сделке, которая при ее подписании сделает Россию младшим партнером соглашения RCEP.

Ли заявил, что в Северо-Восточной Азии есть уникальные страны, но с взаимосполняющими экономиками и ресурсами. Это был вопрос, случайно повторенный на этой неделе Ридхой Виракусума, директором Фонда национального благосостояния Индонезии, который также призвал к расширению связей между Северо-Восточной и Юго-Восточной Азией на 7-м Форуме инициативы «Один пояс и один путь» в Гонконге. Он предположил, что, учитывая, что Гонконг быстро участвует в соглашении RCEP, он может сыграть ключевую роль в доступе к инвестиционному финансированию Северо-Восточной Азии в Японии, Южной Корее и Тайване и помочь использовать его в АСЕАН.

В основном развитие СМП рассматривается не только как цепочка поставок газа с российских арктических месторождений Ямал, но и как инфраструктурная игра с точки зрения разработки дополнительных инфраструктурных проектов в горнодобывающую промышленность и сельское хозяйство. В то время как внимание глобальных СМИ BRI пренебрежительно относится к России и Северо-Восточной Азии в целом, с китайской стороны кажется, что на самом высоком уровне на развитие Дальнего Востока России выделяется значительный интерес и инвестиционный капитал. В течение десятилетия он может стать одним из крупнейших получателей китайского инвестиционного капитала, когда нынешняя ориентация Китая на Ближний Восток будет завершена, а геополитическая ситуация и торговля по-забоченности России стабилизируются. 

Китайско-российские финансовые операции и влияние санкцийф

На развитие двусторонней торговли оказало тройное влияние: влияние санкций на российский бизнес в Китае, угроза вторичных санкций и отключение SWIFT.

С точки зрения санкций и вторичных санкций, это оказывает большее влияние на китайские унительному и МНК, которые могут потерять другие рынки, если они посягадают от существующих западных санкций. По этой причине произошло сокращение китайских цП из России и российской торговли. Однако в настоящее время эта торговля реорганизуется в более мелкие китайские предприятия, которые владеют только региональными рынками и для которых угроза международных санкций в значительной степени не имеет значения. Это будет связано с примерно 19 500 новыми китайскими инкорпорациями, сделанными за последние семь месяцев, которые выразили «Россия» как торговую деятельность в своих бизнес-лицензиях.

Хотя для этого потребовалось время, чтобы проявиться, эта армия небольших китайских МСП возьмет на себя мантию российской торговли в будущем, а это означает, что чисто торговые аспекты санкций и вторичных санкций уменьшаются.

Было признано, что китайские банки, однако, оставались «чрезмерно осторожными» в обращении с российскими клиентами в Китае, при обработке платежей между двумя странами и с 2014 года. Именно тогда произошла аннексия Крыма и введены первоначальные санкции против России. Опять же, хотя крупные китайские банки все еще могут быть осторожны, было отмечено, что некоторые «санкционные образования» могут быть предоставлены с точки зрения определения точных областей, которых следует избегать и которые могут быть предприняты. Кроме того, могут быть созданы небольшие региональные банки — и инвестиционные фонды — для того, чтобы сосредоточиться на китайско-российском торговом пространстве без других предполагаемых возможностей внешней торговли, тем самым нейтрализуя общую угрозу санкций.

Они могут развиваться по мере того, как квазигибридные банки торгуют как в рублях, так и в юанях, чтобы обойти использование доллара США и SWIFT, а также предлагать криптовалютные услуги. На прошлой неделе Россия указала, что разрешит использование криптовалют в трансграничных торговых расчетах. Торговое урегулирование между китайским и российским банками в юанях и рублях уже допустимо и не требует SWIFT.

В России существуют каналы для доступа китайских граждан (и трейдеров) к финансированию через китайскую сеть Union Pay, которая уже работает по всему Китаю, в то время как использование российских карт МИР в Китае можно ожидать в надлежащее время.

И Китай, и Россия заявили, что хотят развить «иммунитет» к западным санкциям — показанные меры точно иллюстрируют, как это может быть достигнуто, оставляя китайские МНК свободными от санкций и соблюдая требования международного уровня. Китай только что призвал предпринимательские батальоны МСП принять вызов — позитивный с точки зрения малого бизнеса Китая, поскольку государственная политика заключается в том, чтобы настаивать на удвоении существующих показателей двусторонней торговли, запрашивая и поощряя еще 100 миллиардов долларов США, и что Китай инвестирует значительные суммы, в частности, на Дальний Восток России.

Соглашение о свободной торговле между Китаем и ЕАЭС

Китай подписал соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в 2018 году. В ЕАЭС входят Россия, а также Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Следует особо отметить, что Китай граничит с тремя из этих стран (Казахстаном, Кыргызстаном и Россией), в то время как Армения и Беларусь являются заядлыми партнерами по инициативе «Один пояс и один путь». Однако соглашение о свободной торговле в настоящее время является непреференциальным, а это означает, что в настоящее время снижение тарифов не согласовано. Это важно с точки зрения получения некоторой таможенной ясности в китайско-российской торговле, так как российский аспект ЕАЭС составляет около 90 процентов всех объемов торговли ЕАЭС.

Однако Китайско-российский деловой совет заявил, когда его спросили, что с точки зрения развития ССТ между Китаем и ЕАЭС в настоящее время он расширяется в гораздо более широкий охват ЕАЭС с помощью инициативы «Один пояс и один путь». Для этого есть два последствия: во-первых, то, что будущие тарифные дискуссии между Китаем и Россией (и странами ЕАЭС) с большей вероятностью будут проходить на двусторонней основе, не отличаясь от структуры Содружества Независимых Государств (СНГ) группы членов ЕАЭС, указанных выше, вместе с Азербайджаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистан Этот многосторонний блок не является группой свободной торговли, но члены имеют свои индивидуальные торговые соглашения друг с другом. Похоже, что китайско-российские тарифы и их снижение организованы и будут организованы таким же образом.

В какой-то степени это имеет смысл — и Китай, и Россия являются огромной и сложной экономикой, на карту поставлены некоторые проблемы протекционизма. Вместо того, чтобы пытаться справиться со всем в рамках одного широкого соглашения, конкретные снижения и отмены тарифов могут быть согласованы «по мере необходимости», что быстрее и напрямую удовлетворяет любые потребности рынка без необходимости проходить через полные и сложные формальности, правила и поправки FTA.

В более широком масштабе, похоже, говорят о Соглашении о свободной торговле «Инициатива по пояс и один путь», которое будет включать, если когда-либо будет ратифицировано, 142 страны. Когда на меня давили, мне сказали «Почему бы и нет?» — интересное замечание, как Китай и Россия неоднократно упоминали во время Восточного экономического форума, что оба были открыты для всех, кто хочет заниматься торговлей.

Это полярная противоположность Запада, где введение санкций имеет прямо противоположный эффект.

Таким образом, читая между строк, кажется, что BRI развивается не только как инфраструктурная игра, но и как механизм мягкой интеграции торговых соглашений между членами BRI без необходимости формализации или институционализации их в конкретный документ.

Можно сказать, что этот подход устраняет необходимость в многолетней самоотверженной работе, которую Китай провел с недолговечным Всеобъемлющим соглашением ЕС-Китай по инвестициям (CAI), и усилия, которые он также приложил вместе с несколькими другими странами (включая Японию) по соглашению о свободной торговле Транстихоокеанского партнерства (ТТП), от которого Соединенные Штаты ушли в 2017 По крайней мере, для Китая мягкий подход, по-видимому, является лучшей отдачи от инвестиций, чем заключение огромных институциональных соглашений, и соглашение между Китаем и ЕАЭС останется двусторонней игрой между членами, чем более широкоформатированное соглашение.

Вывод

Несмотря на общие предположения, торгово-инвестиционное пространство между Китаем и Россией далеко не уморибундно, хотя, как я уже отметил, существуют проблемы. Вывод заключается в том, что в совокупности Китай и Россия считают себя «самодостаточными» с последствиями того, что они могут выжить и процветать без необходимости взаимодействия с Соединенными Штатами или Европейским союзом. Обе стороны считают отношения стабильными, а китайский анализ позиции России также является «стабильным и адаптируемым».

Однако с точки зрения Китая и России проблемы, которые существовали и были возложены на них в 2022 году, по-видимому, хорошо понятны и могут быть, если не устранены, то обведены кругосветным плаванием. Роль МСП Китая и быстрое развитие финансовых механизмов, не находящихся под влиянием США, для облегчения торговли свидетельствуют об этом. Это заставляет предсказать, что торговое и инвестиционное пространство Китай-Россия не только адаптируется, но и, вероятно, будет положительно процветать с 2024 года, как только узкие места будут устранены и две страны смогут достичь торгового потенциала, на который, кажется, ясно, на что они способны.

Это будет только увеличено с 2025 года, поскольку инфраструктура, финансируемые Китаем и Россией, сами начнут оказывать влияние и генерировать денежные потоки. Они сотрудничают во многих областях, в частности в энергетике, но и в сельском хозяйстве — большая часть центральных районов Сибири, например, имеет пар после распада Советского Союза в 1991 году. Земля остается жизнеспособной — Китай имеет огромное население, которое нужно прокормить, и комбинированный китайско-российский сельскохозяйственный опыт повысит необходимый уровень производительности. Обе страны уже являются одними из крупнейших поставщиков зерна в мире сегодня.

Оба также выразили заинтересованность в развитии промышленности — с отложенным совместным предприятием самолетов CR929 Китай-Россия столь необходимый дальнемагистральный коммерческий авиалайнер становится насущной необходимостью, учитывая санкции Airbus и Boeing в отношении России. Москва намерена разместить заказ на более чем 500 самолетов на модернизацию и замену стареющих западных моделей в своем флоте Аэрофлота. Небольшие самолеты также разрабатываются для развивающихся сибирских и дальневосточных маршрутов. Кроме того, есть значительная автомобильная, железнодорожная, мостовая и портовая инфраструктура, которая, как утверждается, продолжается на Дальнем Востоке России.

С точки зрения оценки расходов Китая BRI в России это может быть трудно количественно оценить, так как это не всегда официально объявлено, и некоторые из упомянутых проектов могут быть чувствительными, особенно в России, где были опасения по поводу потенциального вторжения Китая на российские земли. Поэтому некоторые расходы, похоже, остались незамеченными, и именно поэтому это может продолжаться. Тем не менее, китайцы редко говорят, что они что-то сделают, а затем нет, и с общим растущим азиатским осознанием того, что Северо-Восточная Азия имеет как огромные объемы инвестиционного капитала (Пекин, помимо Токио, Тайваня и Сеула), так и новое соглашение RCEP о прогнозировании торговли на региональном уровне.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *